В статье определено, что наукоемкое предприятие характеризуется систематическим использованием научных и технических знаний, созданием и применением передовых промышленных технологий, коммерциализацией результатов НИОКР, созданием новых высокотехнологичных товаров с высокой добавленной стоимостью для обеспечения стойких конкурентных преимуществ. Проанализированы подходы к определению понятия «управление знаниями». Определено, что целью управления знаниями наукоемкого предприятия является создание условий для генерации, распространения и использования знаний для обеспечения стойких конкурентных преимуществ предприятия. Соответственно цели сформулированы задачи и функции управления знаниями на предприятии. Расширен перечень принципов управления знаниями, учитывая особенности наукоемкого предприятия. Сформулированы угрозы внедрения системы управления знаниями на предприятии. Основными проблемами внедрения системы управления знаниями были определены: размытые права собственности, оппортунистическое поведение сотрудников, необходимость создания системы охраны важных для предприятия знаний. Так как ключевой частью знания наукоемкого предприятия являются научно-технические знания, результаты научно-технического творчества, был предложен алгоритм управления научно-техническими знаниями, созданными на предприятии.
1. Буковиц У. Управление знаниями: руководство к действию / У. Буковиц, Р. Уильямc . – М.: Инфра-М. – 2002. – 504с.
2. Молодчик А. В. Менеджмент: стратегия, структура, персонал, знание: учеб. пособие для вузов / А. В. Молодчик, М. А. Молодчик; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. – 296 с.
3. European Guide to good Practice in Knowledge Management – Part 1:Knowledge Management Framework [Електронний ресурс]. – Режим доступу ftp://cenftp1.cenorm.be/PUBLIC/ CWAs/e-Europe/KM/CWA14924-01-2004-Mar.pdf
4. Смоляр Л.Г. Знання як стратегічний ресурс сучасного підприємства [Електронний ресурс] / Л.Г. Смоляр, Н.В.Коба. – Режим доступу http://ena.lp.edu.ua:8080/bitstream/ntb/1135/1/104.pdf
5. Бобрышев С. Управление организационным знанием как стратегическим активом [Електронний ресурс]: Режим доступу: www.cfin.ru/management/strategy/knowledge_asset.shtml
6. Захарова Я. О Сутність, підходи та інструменти управління знаннями / Я. О. Захарова, С. Є. Захаров // Економіка будівництва і міського господарства. – 2011. – том 7, № 2. – С.133–139.
7. Мариничева М. К. Управление знаниями на 100%: Путеводитель для практиков / М. К. Мариничева. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 320 с.
8. Murray E. Knowledge Management// Jennex International Journal of Knowledge Management.– 2003. – № 6. – С. 32.
9. Rugles, R. The State of Notion: Knowledge Management in Practice, California Management Review. – 1988. –Vol. 40. – No. 3.
10. David Skyrme. Information Resourses Management . – Режим доступу www.skyrme.com.
11. Андросюк // Креативная экономика. – 2007. – № 3. – Режим доступу : http:// www. creativeconomy.ru.
12. Харрингтон Дж. Совершенство управления знаниями. / Дж. Харрингтон, Ф. Воул. – М. : «Стандарты и качество», 2008. – 272 с. –
13. Попов Э. В. Управление знаниями [Електронний ресурс] / Э. В. Попов. – Режим доступу: http://w3.rfbr.ru /pics/20742/ uprznan.pdf.
14. Воронкова А. Построение модели управления знаниями предприятия / А. Воронкова, Р. Вечерковская // Актуальнi Проблеми Економiки. – 2005. – №1. – С.147-154.
15. Davenport T. H. Ten principles of knowledge management and four case studies. Knowledge and Process Management / Davenport T. H. // № 4(3). – 1998. – Р. 187-208
16. Ямпольский В.З. Системы управления знаниями (методы и технологии) / А.Ф. Тузовский, С.В. Чириков, В.З. Ямпольский . – Томск: Изд-во НТЛ, 2005. – 260 с.
17. Нонака И. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / И. Нонака, Х. Такеучи. – М.: Олимп-Бизнес, 2003. – 384 с.
18. Wiig K.M. Introducing knowledge management into the enterprise // Knowledge management handbook / Ed. by J. Liebowitz. – NY: CRC Press, 1999. – P. 3.1 – 3.41.
19. Stewart T.A. Intellectual Capital: The New Wealth of Organizations. Currency / T.A. Stewart. – 1998. – 320 p.
20. Дячкова М.О. Принципи формування та розвитку системи управління знаннями підприємства / М.О. Дячкова // Економіка Криму. – № 2(35) . –, 2011. – С. 326-329.